Никита сейчас в нашем городе бывает наездами — когда навещает родных. Однако в этом году на своё 30-летие он сделал подарок всем выксунцам.
В рамках фестиваля «Арт-Овраг» была представлена выставка его работ «Дизайн на вираже» и прошёл соответствующий мастер-класс. Сейчас Никита находится на стажировке в Китае, но до его отъезда мы успели встретиться и поговорить об автомобильном дизайне, автопроме в целом, и даже немного о смысле бытия.
— Сразу вопрос, связанный с прошедшей выставкой. Почему проведённый в её преддверии конкурс детских рисунков назывался «Автопробег в прошлое», почему не «в будущее» или как-то ещё?
— Среди конкурсов, проводимых в Интернете и вообще дизайнерским сообществом, тематику «как будет выглядеть концепт этого бренда в 2025 году» задают часто. Мне же хотелось взять другой ракурс, поэтому я и предложил пофантазировать над дизайном техники прошлых лет. Никаких ограничений — допустимо было обращаться к историческим событиям, личностям, сказочным персонажам. Дети откликнулись, и мы получили 40 ярких работ.
— Вы тоже часто выступаете в роли конкурсанта. Например, вне этого интервью говорили о конкурсе, объявленном Audi в России, где, условно, можно было сделать автомобиль для русского сказочного персонажа. Какого героя тогда выбрали?
— Я делал транспортное средство для Кощея Бессмертного.
— Что-то типа гроба на колёсиках и с цепями?
— Скорее, это было что-то типа гоночного автомобиля, в дизайне которого использовалась атрибутика, с которой ассоциируется Кощей Бессмертный.
— Проведённый в рамках выставки мастер-класс — первый, когда «примерили» роль преподавателя?
— В Выксе — да. Небольшая практика у меня уже была: в Московском институте бизнеса и дизайна преподавал заочникам проектную графику, живопись и рисунок. Ну, а кроме того, приглашают в качестве рецензента на дипломные работы выпускников кафедры дизайна средств транспорта в Московской государственной художественно-промышленной академии им.
— Выставка готовилась к 30-летию. Это некий рубеж?
— Да, это дата, в которую уже можно представить окружающим отчёт о проделанной работе.
— Все мальчишки играют в машинки, но у Вас, наверное, интерес к технике был особенным?
— В детстве я ходил в художественную школу и с любопытством наблюдал, как Алексей Вдовин, такой же мальчишка как я, рисует роботов, боевые корабли, самолёты. На этой почве мы с ним сдружились и, наверное, благодаря именно ему я заинтересовался этой темой. Родители интерес поддержали: папа, например, покупал конструкторы самолётов и мы собирали их вместе с ним, некоторые даже запускали. А когда встал вопрос кем быть, задумался о профессии, которая сочетала бы и техническое, и художественное начало. Выбор пал на кафедру промышленного дизайна Нижегородского архитектурно-строительного университета. Но если бы на тот момент имелся интернет и можно было бы подробнее узнать о том, что предлагают Строгановская академия, МАМИ — вузы, целенаправленно готовящие автомобильных дизайнеров, то не раздумывая пошёл бы туда.
— Так как же в итоге сложилось сотрудничество с Академией имени Строганова?
— Долгим обходным путём. Учась в архитектурно-строительном, я понимал, что хочу двигаться именно в направлении автомобильного дизайна, хотя бы и после окончания этого вуза. И уже отслужив в армии, пошёл в аспирантуру во Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики. Думал, что это поможет мне реализоваться. Частично получилось, например, появились знакомства в интересующей меня сфере. Тогда, кстати, и началось сотрудничество со Строгановкой.
— Учёба давалась легко?
— Нет, потому что схалтурить в дизайне невозможно, даже когда ты учишься. По работам сразу всё видно. А автомобильный дизайн — «сладкая» цель для многих амбициозных ребят. Конкуренция большая, приходится постоянно доказывать, что ты лучше остальных.
— Сейчас отправляетесь на стажировку в Китай, причём именно как автомобильный дизайнер. Каковы ожидания?
— У меня уже был двухнедельный опыт работы с этой фирмой, после чего мне и предложили полноценную шестимесячную стажировку. Бояться нечего. Я присмотрелся, понял, в какой команде буду работать, что меня ожидает, и знаю, что расслабляться не придётся. Мои ожидания… Надеюсь проявить себя в полной мере.
— На каком языке общаться будете?
— На английском. Хотя друзья мне говорят: «Ты теперь просто обязан выучить китайский». Если будет свободное время, постараюсь его освоить.
— Профессия «автомобильный дизайнер» востребована?
— Да. Но тенденция такова, что в ближайшем будущем наиболее востребованными окажутся специалисты не столько сферы автомобильного дизайна, сколько разрабатывающие новые виды транспорта. В городах очень большое скопление автомобилей, отсюда целый ряд серьёзных проблем. Поэтому пора, как говорит известный автомобильный дизайнер Владимир Пирожков, выходить на другое качество транспорта. Например, рассматривать не только колёсный, но даже летающий.
— И когда мы сможем полететь на такси?
— Экспериментальные разработки есть. Главные сдерживающие факторы — нефтяное лобби и неготовность общества к таким переменам. Мало просто создать новый вид транспорта, под него потребуются новые производство, инфраструктура
— Кто из автомобильных дизайнеров Вам близок?
— Сложно сказать, потому что автомобильные дизайнеры, как футболисты, переходят из одной фирмы в другую. Сегодня он поработал на Audi, завтра — на KIA. Сегодня делает премиум бренд, завтра — бюджетную марку. И я не стал бы выделять кого-то одного, потому что в творческой деятельности каждого есть свои удачные и неудачные решения. Если говорить по маркам, мне нравится, как сейчас делают автомобили KIA, Citroen, Audi, BMW.
— А какой автомобиль приобрели бы для себя?
— Водительские права у меня есть, но необходимости в личном транспорте пока нет. В теории, выбирал бы исходя из практических соображений — малый расход топлива, небольшие габариты. Для городского жителя подойдут хэтчбек или комбинация хэтчбека и кроссовера.
— В Выксу, родной город, приезжаете часто?
— По возможности стараюсь — на выходные, на время отпуска.
— Легко ли быть сыном журналистов — мама много лет трудится в «Выксунском рабочем», папа работал на «Выкса-ТВ»?
— Честно говоря, никогда не хотел пойти по их стопам. Да, было интересно выезжать с папой на съёмки, находиться в центре событий — того же прилёта американцев в 1996 году в Саваслейку. Это вдохновляло в собственном творчестве. Я в своё время «хлебнул» писательского дела: в период учёбы в аспирантуре приходилось работать над статьями для различных журналов. И, скажу, это — непростой труд. Хотя, казалось бы, сиди, пиши, как говорят, «не вагоны же разгружаешь». Но и в интеллектуальной работе присутствуют усталость, утомление. А труд по ночам вообще стал нормой для журналистов и научных сотрудников. Как и у дизайнеров — тоже доводим проекты до ума в любое время суток.
— То есть на увлечения времени не хватает?
— Автомобильный дизайн — тоже часть моего хобби. Но когда выдаётся время, читаю книги, занимаюсь спортом (при малоподвижной работе это необходимость). Люблю, как и многие, встречаться с друзьями, ходить в кино и на концерты.
— Как себя настраиваете на работу, в чём ищете вдохновение?
— Иногда идея приходит после прочтения книги. Иногда помогает просмотр скетчей других дизайнеров. Чужая работа вдохновляет тебя не останавливаться, творить дальше, создавать что-то оригинальное. В автомобильном дизайне это особенно сложно, потому что очень многое уже сделано, основы заложены.
По большей части работа автомобильного дизайнера, имеющего дело с серийными моделями, — это работа стилиста. Для концепта можно придумать самые неожиданные ходы, а для серийного производства — особо «не разгуляешься». Но есть хороший пример того, как люди создают новое для массового выпуска: философия Икс-Рей. Шеф-дизайнер «АвтоВАЗа» Стив Маттин смог предложить фишку, благодаря которой машина выделяется характерной графикой (обратите внимание на бампер и боковины, через которые проходят лучи Икс).
— Раз заговорили про «АвтоВАЗ». Есть вера в отечественный автопром?
— Да.
— А Вы оптимист, мечтатель или реалист?
— Я оптимист. Отечественный автопром постепенно, как мне кажется, наращивает обороты, и я верю в его возрождение. Была бы возможность, с удовольствием пошёл бы работать на тот же ВАЗ или ГАЗ, другое дело, что штат там укомплектован. Хочу отметить, многие российские специалисты в автомобильной отрасли востребованы за рубежом. Так, Саша Селипанов является главным дизайнером по экстерьерам креативных разработок Bugatti, Инна Кондакова работает шеф-дизайнером по интерьерам в Alfa Romeo.
— В какой крупной компании хотелось бы в перспективе поработать самому?
— Audi.
— Опыт какого дизайна есть, помимо автомобильного?
— Когда учился в институте, пробовал себя в качестве графического дизайнера — создавал буклеты, дизайнера интерьера, веб-дизайнера — делал интерфейсы для сайта, бродкаст дизайнера — в частности, проектировал фирменный стиль заставок и разрабатывал сценарий для роликов «Выкса-ТВ». Был опыт дизайнера выставочных стендов. Из последнего — рекламные комиксы для производителей йогуртов (никогда бы не подумал, что мне придётся заниматься чем-то подобным).
— Автомобильную философию ранее затронули, перейдём на Вашу. Ищете смысл бытия или уже нашли?
— Делай что должно, и будь что будет. Вот моя философия сегодня.
— А Вы вообще ставите себе цели не долгосрочные, а такие — на день, два?
— Стараюсь не только ставить, но и достигать. И это получается. Знаю, что даже если сегодня не смог, завтра, послезавтра всё равно своего добьюсь. Главное — не останавливаться, а идти и идти вперёд, каким бы тяжёлым ни был путь.
— Вопрос как к человеку и дизайнеру. Что важнее — форма или содержание?
— 50 на 50. Важно, чтобы всё было в гармонии.