С 23 июня по 3 июля текущего года на интернет-портале cardesign.ru проходил очередной конкурс «Скетч Файтер Школа Политехники Дизайна (Sketch Fighter SPD-2014)».

Главный приз — бесплатное обучение по программе магистратуры по направлению транспортного дизайна в одной из ведущих европейских школ автодизайна Scuola Politecnica di Design, находящейся в Милане. На выполнение задания в каждом раунде участникам предоставлялись сутки. Sketch Fighter-2014 состоял из пяти раундов, победителей определят представители SPD. В жюри — директор SPD Антонелло Фусетти (Antonello Fusetti), профессоры программы Car design Master SPD и дизайнеры из Volkswagen Group. В этом конкурсе принимал активное участие наш земляк из Выксы — Никита Меделец.

Никита второй ребёнок в семье, и у родителей уже имелся опыт воспитания наследников. Будучи людьми гуманными, они следовали принципу: пусть младший занимается тем, чем хочет, что лучше получается…

Малыш, как только узнал, что есть такие «игрушки», как карандаши, начал увлечённо черкать ими на бумаге. Сначала получались просто красивые линии, потом они обрели форму. Родители радовались: пусть рисует, развивает тактильные ощущения. С каждым разом изображения получались всё интереснее. И вот однажды под Новый год ребёнок выдал первый «шедевр»: зима, вечер, свет падает из окна уютного домика, лошадка везёт карету, а в ней — Дед Мороз. И исходящее от рисунка детское, светящееся красками предвкушение праздника… Домочадцы удивились: «Никит, неужели сам нарисовал?» «Да, а что?»

В пять лет посетили художественную школу. Здесь сразу заметили художественные способности. Родителям объяснили, что от добра добра не ищут, мол, попозже растолкуйте сыну, чтобы не мучился выбором профессии. А чадо стало рисовать каких-то фантастических лошадей, паровозы, танки, самолёты, космические корабли, роботов. Всё с подачи отца — выпускника престижного Московского авиационного института.

Один из частых гостей в доме, друг семьи, авиаинженер-конструктор много рассказывал о своей работе. Слушая его, Никита однажды нарисовал ракету в разрезе с мельчайшими деталями. Конструктор был шокирован: «Откуда ты это знаешь?» Мальчик простодушно пояснил: «У меня это само в голове рождается». Конечно, друг попросил Никиту подарить рисунок. А ему жалко что ли? Тем более для друга папы! Конструктор разместил рисунок на стене своего рабочего кабинета и с удовольствием поражал коллег, посетителей, сообщая, что автору… пять лет!



Влюблённость в самолёты продолжалась, поддерживаемая отцом, Александром Николаевичем, страстным фанатом крылатых машин. Никите покупали пластиковые сборные масштабные модели, он с увлечением их склеивал и раскрашивал. С отцом же ездил на проходивший ежегодно Московский аэрокосмический салон (МАКС). Состоялась и самая счастливая поездка на авиабазу в Саваслейку, когда туда приезжали американские лётчики. Тут уж Никита рисовал самолёты с натуры! А рисунки подарил изумлённым лётчикам на память.

Кстати, ещё во втором классе Никита задумался, кем быть? «Художником не хочу — уже всё нарисовано!» А в третьем классе сказал, что, наверное, будет дизайнером (термин был на слуху) самолётов. «Какой там ещё дизайн?!» — спросили в художественной школе. «А внутри самолёта есть — салон». Эту мысль подсказал авиаконструктор.

Вот, пожалуй, точка отсчёта на пути к будущей профессии. Помогала целеустремлённость, никаких альтернатив авиа-дизайну не предусматривалось. Правда, в 9−10-м классах, как и у многих сверстников, мелькнуло и прошло достаточно серьёзное увлечение таэквондо. С аттестатом гимназии и красным дипломом художественной школы отрок отправился в Нижний Новгород, посмотрел Нижегородское художественное училище. Понравилось, но поступать стал в Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет на архитектурное отделение. Но — недобрал баллов. Преподаватели, беседуя с Никитой после экзаменов, успокоили его, сказав, что он неверно выбрал факультет, и что его место на факультете промышленного дизайна. Что он и сделал на следующий год, поступив на кафедру дизайна того же университета.

Вот так на горизонте появился Его Величество Автопром как сфера приложения сил. Первое десятилетие ХХI века было отдано учёбе. В 2009 году Никита окончил с красным дипломом университет. Но… каждый мужчина должен отслужить в армии. И когда Никита пришёл в Выксунский горвоенкомат со словами: «Закончил университет, теперь отправляйте в армию», военком сказал чётко: «Нам в армии парни с красными дипломами тоже нужны». Отслужил год в Туле, при Тульском артиллерийском инженерном институте. И на второй же день после демобилизации, благо дорога домой пролегала через Москву, наведался в несколько столичных вузов для… поступления в аспирантуру. Так что жизнь на «гражданке» началась со сдачи экзаменов в аспирантуру при Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики, где в 2013 году защитил диссертацию под скромным, но весомым названием «Факторы формообразования легкового автомобиля (технологический аспект)» — кандидату искусствоведения виднее, что на что влияет…

— Никита, какие же пути-дороги лежат перед молодым российским специалистом?

— В частном порядке проехал (за свой счёт, практически туристом) по центрам автомобильной промышленности в Италии (Маранелло, Сант-Агата-Болоньезе). Русскую молодёжь встречают доброжелательно. Показывают «товар лицом», ненавязчиво завлекают, предлагают (и не откажешься) провести тест-драйвы престижнейших марок, а также оставить на память своё портфолио. На тебя внимательно смотрят, оценивают, изучают, но не спешат с оценками.


Концепция рестайлинга Оpel Astra GTC (автор Никита Меделец)

— А в своей стране сложно устроиться промдизайнеру?

— Наверно, как и любому высококвалифицированному специалисту. Простой работы — много! А вот ту, которой хотелось бы заниматься, придётся поискать. Можно трудиться и на ширпотребе, и в авиастроении, машиностроении, выпуске высокотехнологичных игрушек и т. д.и т. п. Обязательно нужно заявлять и напоминать о себе. И не только публикациями в профессиональных и сетевых журналах (у меня уже вышло 13 работ). Необходимо продвигать свои разработки на самых разных творческих, дизайнерских конкурсах. Я отправлял свои портфолио на конкурсы ВАЗа, в НАМИ на конкурс по проектированию президентского кортежа… Надо стараться: «сено к лошади не ходит». Примеры — перед глазами, на всех крупных автоконцернах в Европе, Америке, Японии «пашут» молодые русские дизайнеры. Например, один из парней, окончивший Строгановку, работает дизайнером в концерне BMW в Германии!

— Ближайшие планы?

— Ну, не один же я «болею автомобилями». Было бы замечательно собрать таких же ребят из Выксы, команду тех, кто учится, кто отучился, стал дизайнером; словом, объединиться в группу и браться за свои проекты.

Хочу в городском музее сделать выставку своих авторских работ, провести мастер-класс, показать, как создаётся облик современного автомобиля на компьютере, на графическом планшете. В настоящее время участвую в качестве дизайнера в создании электромобиля для школьников, чтобы они могли приобретать первичные навыки вождения. Эта работа идёт при поддержке Московского государственного технического университета радиотехники, электроники и автоматики. Рассчитываем, если обстоятельства позволят, скоро запустить в мелкосерийное производство.

Вот так послушаешь молодых и начинаешь надеяться, что и в новом столетии омоложение бытия не остановится. Если вас заинтересовало творчество выксунского дизайнера, заходите на его сайт: nikitamedelets.blogspot.com.